Советы психолога

Проблема безопасности дорожного движения является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Вместе с ростом численности населения города увеличивается и количество автомобилей. Все это было бы хорошо, если не было сопряжено с дорожно-транспортными происшествиями, участниками которых становятся, к сожалению, и дети школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.

В современной психологической и педагогической практике существует определенное количество рекомендаций для детей по правилам поведения в экстремальной ситуации. Но чаще всего такого рода рекомендации носят чисто «технический», инструктивный характер. В них описывается, какие действия необходимо предпринять в тех или иных обстоятельствах, чтобы обеспечить собственную безопасность. Но вместе с тем, в таких инструкциях мало внимания уделяется психологической стороне мобилизации собственных сил и способностей ребен­ка к действиям в экстремальной ситуации. В силу индивидуальных особенностей не все дети могут адекватно реагировать на возникшую ситуацию. Взрослым необхо­димо уделять внимание не только передачи знаний о поведении на дорогах детям, но и адекватного формирования самого поведения ребенка в экстремальной ситуации. Необходимо, учитывая индивидуальные особенности ребенка, развивать в нем способность вовремя воспользоваться полученной ранее информацией и активно действовать в направлении обеспечения безопасности себя и окружающих.

В качестве эксперимента в 2003 году было принято решение подключить психолога к работе с детьми и для подготовки к соревнованиям и конкурсам по ПДД. Эксперимент оказался успешным и в последствии психологическое сопровождение отряда ЮИД стало неотъемлемой частью программы.

Работа психолога осуществляется следующим образом. В течение учебного года с учащимися 5-6-х классов проводятся занятия по ПДД, психологические игры и тренинги. Обучение проводится как в группах, так и с каждым учащимся в отдельности.

До начала всех занятий и в конце обучения проводится тестирование учащихся с целью диагностики развития познавательных процессов – внимания, памяти, мышления; быстроты реакции, способов реагирования в экстремальных ситуациях.  По результатам тестов идёт набор в отряд Юных инспекторов дорожного движения, который начинает свою работу с 5 класса. С этими ребятами в дальнейшем проводится усиленная работа для подготовки к выступлениям в соревнованиях и олимпиадах по ПДД.

На психологических занятиях по ПДД проводятся тренинги, направленные на развитие координации движений и познавательных процессов – зрительной и слуховой памяти, предметно-действенного типа мышления, переключения, концентрации, устойчивости и интенсивности внимания. Хорошо развитые познавательные процессы – необходимая составляющая безопасного поведения на дороге.

Проведение игр и упражнений на развитие умения прогнозировать способствуют быстрой ориентировке в незнакомой ситуации. Игровое моделирование ситуаций при совместной деятельности – наиболее результативный путь формирования качеств, необходимых для продуктивной командной работы.

Психолог обучает ребят способам релаксации и снятия мышечного напряжения. Эти умения необходимы как при подготовке к соревнованиям по ПДД и на самих соревнованиях, так и в повседневной жизни ребенка. Для успешного участия в индивидуальных соревнованиях необходимо у ребят развить лидерские навыки и качества, стремление к достижениям.

Проводится ряд мероприятий на сплочение команды, развитие наблюдательности по отношению к другим людям, повышение внимания участников друг к другу, формирование взаимного доверия, ответственности, эмпатии, развитие умения находить взаимопонимание в затрудненных условиях.

Прекрасно известно, что успех в командных видах деятельности определяется не только индивидуальными достижениями участников, а и их «сыгранностью», умением координировать свои действия и выложиться для достижения общей цели. Но и в индивидуальных видах деятельности сплоченность очень важна – в частности, она повышает эффективность занятий, поскольку увеличивает заинтересованность в них. Ведь ребята ходят на занятия не только для того, чтобы проявить свою физическую активность и показать приобретенные знания, но ещё и для того, чтобы пообщаться и получить от этого положительные эмоции.

Наличие сплоченной команды, где участники положительно относятся друг к другу и с удовольствием занимаются общим делом – важнейшее условие ее эффективности. Это повышает мотивацию к приобретению знаний и к участию в любых мероприятиях, проводимых в рамках этой работы, создает предпосылки для эффективности коллективной деятельности.

Сплоченность команды складывается из многих компонентов, важнейшие из которых таковы:

  1. Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и про которую им понятно, что она не может быть достигнута кем-то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу «или мы все вместе выиграем или все вместе проиграем».
  2. Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели; если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.
  3. Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска.
  4. Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт.

Соревновательность, направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента – например, на другую команду. 

Яндекс.Метрика